МИД РФ считает данную акцию "усилением репрессивной составляющей" действий официальной Риги "перед лицом продолжающихся в Латвии протестов русскоязычной общественности".
МИД РФ напомнил, что после задержания полицией 1 сентября в Риге участников мирной демонстрации русскоязычных школьников и их родителей против проводимого правительством страны курса на свертывание образования на русском языке 4 сентября из Латвии был насильственно депортирован один из руководителей Штаба защиты русских школ, гражданин России Александр Казаков, имевший в этой стране постоянный вид на жительство.
"По заявлению министра внутренних дел Латвии Эрикса Екабсона, это решение мотивируется тем, что деятельность Александра Казакова "направлена на обострение напряженности в латвийском обществе" и создает "угрозу общественному порядку и государственной безопасности", - отмечается в комментарии.
В то же время МИД РФ считает такие аргументы отнюдь не новыми, как и упорное нежелание латвийских властей прислушаться к рекомендациям ООН, Совета Европы и ОБСЕ относительно учета гражданских, языковых и образовательных прав национальных меньшинств Латвии.
"Обращает на себя внимание и чисто юридическая сторона данного акта латвийских властей, совершенного с нарушением элементарных норм международного права и положений двусторонних российско-латвийских документов", - говорится в комментарии.
Полностью признавая право Латвии определять, кто из иностранцев не является желательным лицом для пребывания на ее территории, МИД РФ напоминает положения статьи 39 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Латвийской Республикой 1994 года: "Если какой-либо гражданин представляемого государства арестован..., компетентные органы государства пребывания безотлагательно в срок до четырех суток уведомляют об этом консульское учреждение представляемого государства" (пункт 1)".
В комментарии указывается также на нарушение пунктов 3 и 5 этой же Конвенции, касающихся посещения консульским должностным лицом находящегося под арестом гражданина представляемого государства для беседы с ним, а также информирования граждан представляемого государства, находящихся под стражей, о положениях настоящей статьи. "Ни одно из этих положений соблюдено не было", - отмечает МИД РФ.
По всем этим моментам посольством России в Риге официально запрошены разъяснения у МИД Латвии.
Как подчеркивается в комментарии, гражданин России был также лишен возможности связаться со своим адвокатом и в установленном латвийским законодательством порядке оспорить правомерность предпринятых в отношении него административных действий.
"Такой способ "ведения диалога" с одним из активистов русскоязычной общины свидетельствует, конечно же, не о силе латвийского государства и находится в явном противоречии с заявлениями официальной Риги о соответствии Латвии европейским стандартам в правочеловеческой сфере", - подчеркивает МИД РФ.